Какие книги будем читать в 2023 году В начале было «Слово о полку Игореве» В конце 2022 года вышло второе, дополненное издание книги Петра Ткаченко «Поиски Тмутаракани. По «мысленному древу»: от «Слова о полку Игореве» до наших дней». (М.: «Звонница – МГ»). Это – не очередное прочтение древнерусской поэмы ХII века, а просто её прочтение, как и должно, через христианское понимание мира и библейские образы. То есть через верования автора. Надо отдать должное исследователям, предпринимавшим такое прочтение поэмы. Академик В.Н. Перетц в середине 1920-х годов выявил связь поэмы с текстами Священного Писания и прежде всего с Ветхим заветом. Но, как понятно, в силу идеологических причин это направление в изучении «Слова» не получило развития. В нашу эпоху так прочитывал «Слово» поэт, главный редактор журнала «Сибирские огни» Г.Ф. Карпунин. Но в целом изучение «Слова», можно сказать, утонуло в позитивистских воззрениях и, по сути, оказалось сведённым к «истории», хотя история злосчастного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185 года подробно описана в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Л.Н. Гумилёв в своё время отмечал, что «Слово», «как исторический источник нельзя воспринимать буквально». Именно в этом учёный видел перспективы прочтения поэмы. Это поэма о том, как погибает в безверии и как спасается в вере человек. Вот уже более двух веков «Слово» изучается историками, писателями, учёными разных направлений знаний, широкими слоями общества. Ни один памятник письменности не изучался столь активно и всесторонне. Но «Слово» зачастую изучалось лишь как исторический источник, а не с точки зрения духовной природы человека. Настало время его собственно поэтического прочтения, как мощного творения духа. За прошедшие века «Слово» не устарело, так как рассказывает не только о прошлом, о том, что было когда-то, но о том, что происходит с человеком в его земной жизни всегда, во все времена. Оно содержит в себе код нашего народного и государственного бытия. Книга оформлена рисунками талантливого художника Сергея Рубцова. «Никем не званый…» В начале этого года вышла книга Петра Ткаченко «Никем не званый…». Александр Блок в поисках образа России. (М., «Звонница-МГ», 2023). Александр Александрович Блок (1880 – 1921), пожалуй, последний поэт в русской литературе, которого по устоявшейся традиции безоговорочно и справедливо называют великим. Более чем столетие со дня кончины поэта, срок достаточный для того, чтобы оценить его реальный вклад в русскую литературу. Однако, несмотря на обширную литературу, посвящённую его творчеству и жизни, в общественном сознании остаётся не вполне определённым и ясным то, в чём состоит его отличие от современных ему поэтов, в чём собственно заключается его величие, как выразителя духовной человеческой сущности и народной драмы в революционный, катастрофический период истории России. «Блок и революция» – излюбленная тема исследований до сих пор. И реже предметом исследований становится тема «Блок и народ», то, как постигал поэт народное самосознание, и в чём состоит народность его творчества. Между тем, именно этот аспект его творчества является основным, драгоценным и теперь нам особенно необходимым. Зачастую облик поэта и до сих пор, даже в среде исследовательской и писательской, представляется эдаким угрюмым, недостаточно оптимистическим, упадническим и якобы декадентствующим городским человеком. Городским не только по теме, но и в библейском смысле; «запутавшемся» в вере, обращавшегося к «тёмным силам», чего-то недопонявшим в человеческой жизни, не в пример его бывшим и нынешним, как правило, ортодоксальным толкователям. И уж никак не воспринимается А. Блок, связанным с народной и сельской Россией. Во всяком случае, долгое время не воспринимался таковым в общественном сознании. А. Блок сельский оказался заслонённым поэтом городским, – как писали наиболее проницательные исследователи: «Блок «шахматовский» при жизни поэта, естественно был отодвинут Блоком «петербургским» (С.С. Лесневский, З.Г. Минц). Между тем, как из сорока одного года жизни, тридцать шесть лет (1881 – 1916 гг.) летние месяцы он проводил в подмосковном Шахматове. Здесь, в сельской России, он вырос: «В туманах, над сверканьем рос,/ Безжалостный, святой и мудрый,/ Я в старом парке дедов рос,/ И солнце золотило кудри». Здесь он прозревал, складывался как поэт. А потому без этого сельского мира невозможно постичь его творчество, его миропонимание, в конце концов – его народность. Да и сам поэт прямо писал о том, что, несмотря ни на что, ни на какой «непроглядный ужас жизни», главным мерилом всего сущего для него оставался народ: «Народ – венец земного цвета, /Краса и радость всем цветам». В книге «Никем не званый…» выявляется именно этот аспект его многогранного творчества. Название книги выходит из самохарактеристики поэта в его стихотворении «Осенняя воля»: «Выхожу я в путь открытый взорам…/ Нет, иду я в путь никем не званый,/ И земля да будет мне легка!». Книга Петра Ткаченко отличается естественным сочетанием глубоких литературоведческих исследований и краеведческих изысканий, дополняющих друг друга, открывающих неведомые ранее аспекты жизни и творчества поэта. Да и понятно, ведь автор начал свои исследования ещё в начале 1970-х годов. В Литературном институте защищал диплом по теме: «При свете мифа. О фольклоризме в творчестве А.А. Блока» (1982 г.). В своей книге Пётр Ткаченко выявляет народную основу в творчестве Александра Блока. Убедительно доказывает то, насколько А. Блок злободневен и сегодня для осмысления нашего невнятного времени.